– Виталий Николаевич, нашим читателям небезынтересно узнать о Вашей компании, в частности, что означает ее название.
– Сегодня предприятие представляет собой группу компаний с учредителями и управляющими. Основано в Литве в 2003 году. Затем появился филиал в Москве –– в 2008-м. В Беларуси начали работать более 5 лет назад, сюда инвестирован иностранный капитал – европейский и российский. Я соучредитель и оперативный управляющий коллектива, в котором трудится 22 человека.
В названии нашей компании нашло отражение слово «запчасти». Как такового красивого слогана сразу не было. Но благодаря нашему креативному сотруднику ЗИП стало расшифровываться как «ЗНАЙ ИМЯ ПОБЕДИТЕЛЯ», а 24 означает круглосуточную работу, так как иногда действительно наши сотрудники заняты работой и днем, и ночью.
Изначально сфера интересов была направлена на оптовую продажу материалов и комплектующих для холодильного оборудования. Это остается основной деятельностью.
Со временем, когда начали структурно совершенствоваться, стали появляться попутные направления, непосредственно связанные с холодильным бизнесом: производство холодильных агрегатов, чиллеров, холодильных дверей.
– Как появилась идея создания такого рода бизнеса?
– В группе компаний достаточно много предприятий, занимающихся холодильным бизнесом, это и европейские заводы, которые производят холодильное оборудование, и российские производства, выпускающие оборудование для магазинов. Несколько компаний занимаются строительством магазинов. Нашим партнерам эта сфера хорошо знакома. При любом строительстве где используется холодильное оборудование необходимы расходные материалы и комплектующие. Если раньше приходилось перекупать их, то с увеличением масштабов бизнеса была создана своя структура ZIP24, перед которой поставлена задача цивилизованно заниматься поставкой материалов. Таким образом, это направление стало подконтрольным, что позволило убрать лишнее звено в нашем бизнесе, зависимость от многих местных Поставщиков, уменьшить себестоимость материалов, повысить их качество.
Прежде чем принять решение о создании такой компании учредители, можно сказать, наблюдали, изучали опыт других компаний как в Европе так и в СНГ. Считаю, что получилось, ведь мы в числе лидеров в Беларуси по поставкам расходных материалов к холодильному оборудованию. Уверен, что в ближайшем будущем получим такой же результат от производства холодильных агрегатов и дверей.
– И как расставлены приоритеты?
– Первое направление, остается самым важным и постоянно инвестируемым –– поставка расходных материалов. В частности, медных труб, ввозимых из Италии, Украины, Китая. Автоматика и запорная арматура Danfoss пользуется большой популярностью у наших Клиентов. Наше предприятие – дилер датского завода Danfoss. На данный момент у нас большие объемы продаж запорной арматуры. Также мы представляем продукцию итальянского завода Eliwell по производству блоков управления и контроллеров, став второй компанией в Беларуси, получившей разрешение продавать эту продукцию официально. Кроме того, являемся прямыми поставщиками одних из самых надежных в мире компрессов Bitzer (Германия), также дилеры всемирно известной компании Emerson –– производителя спиральных компрессоров Copland. Надо сказать, что и китайское оборудование также уже поражает своим качеством. На протяжении уже 1,5 лет занимаемся поставками инструмента торговой марки Value (Китай) – отлично себя зарекомендовал, надежный и не дорогой. Так же зарекомендовали себя Китайские спиральные компрессора Panasonic. Очень плодотворно сотрудничаем с известным производителем изоляции из вспененного каучука K-FLEX – они нам здорово помогают с новинками шумоизоляционных материалов. Остаются прочными отношения с Итальянскими компаниями SER (теплообменное оборудование) и Embraco Aspera (производитель компрессоров).
Еще один сегмент поставок – холодильные агрегаты. Поскольку закупка таких машин и расходных материалов часто совпадают для одних и тех же клиентов, комплектуем весь объект. К примеру, устанавливая холодильное оборудование в магазине, комплектуем его расходными материалами, сделав соответствующий расчет.
Производство холодильного оборудования развивается быстрыми темпами, появляются новинки. Мы не идем только по пути удешевления, а внедряем новшества. Обучились у европейских коллег, применили свой опыт и стали делать инверторные агрегаты в тихоходном исполнении. Это новшество для Беларуси. В России это уже внедряется, но еще не так активно, как в Европе. Наши шумовые нормы жестче, чем в Европе, по этой причине агрегаты, которые привозились раньше, не всегда нам подходили, у клиентов были проблемы. Доработав иностранное оборудование, сейчас поставляем его ведущим торговым сетям. Совсем недавно запустили выпуск сплит-систем ZIP24 (холодильные агрегаты с воздухоохладителем малой мощности).
Второе направление – производство холодильных дверей, которым занимается еще одна наша компания, входящая в группу компаний. Достаточно быстро, буквально за 2,5 года практически освоена и занята значимая часть белорусского рынка – стремимся достичь такого же результат не только в нашей стране, но и во всем нашем Евразийском содружестве. Также среди клиентов ведущие торговые сети, приобретающие эти двери. Они достаточно высокого класса, по-моему, мнению, в сравнение идут только двери двух других заводов в СНГ. И тут мы взяли курс на улучшение качества. Это оправданно, но не все клиенты соглашаются платить за качество. У нас достаточно большая производственная зона в г.п. Раков, поэтапно модернизируем, покупаем новое оборудование, чтобы улучшить качество, ускорить процесс, снизить цену по сравнению с Европейскими аналогами. Когда своя инженерная и производственная база, проще выполнить требования клиентов.
Третье направление – инжиниринг. Сейчас у нас в белорусском филиале 4 инженера. Это не мало, причем каждый из них отработал в холодильном бизнесе более 10 лет. Делаем упор на грамотные расчеты при комплектации и установке агрегатов.
– Какими объектами, построенными с Вашим участием, гордитесь?
– В 2017 году наша компания вышла на лидирующую позицию по поставкам оборудования в сети торговой организации «Евроторг». Надо сказать, что с ней многие желают сотрудничать: и фирмы России, и Польши, и всего ближайшего зарубежья. Раз выбор пал на нас, значит, мы достаточно конкурентоспособны. Также не менее значимый для нас клиент «Санта-ритейл», для которого за минувший год было обустроено около 30 магазинов. Не менее амбициозные планы и на текущий год.
Также в портфеле наших заказов объекты сетей «GREEN», «Доброном», «Златка», «ДОРОРС», поставляем запчасти для РАЙПО системы Белкоопсоюза. Несмотря на зиму, когда холодильщики обычно отдыхают, загруженность сейчас большая.
Один из наиболее интересных объектов – магазин в Минске на ул. Аэродромной. Были выставлены строгие ограничения по шумам. Мы применили все наши тихоходные разработки: и инверторные компрессоры Panasonic, и шумоизоляцию корпуса совместно со специалистами K-FLEX , и специализированные виброизоляционные подушки, которые помогли рассчитать и изготовить российская и белорусская компании специализирующиеся на вибрациях и шумах. Работали с Могилевским мясокомбинатом, где наши специалисты также продемонстрировали свою компетентность. Не первый гипермаркет ООО «Гринрозница» оснащаем холодильными дверями, уверен в долгосрочном сотрудничестве с нашим Клиентом. Сейчас сконцентрированы на небольшом, но достаточно сложном объекте новогрудского ООО «Провит», внедряющего шоковую заморозку для своей продукции. Сталкиваемся с трудностями и решаем их (отдельное спасибо Александру Григорьевичу Бамбизе за помощь с высокоточными измерительными приборами). Участвуем в реконструкции СООО «Морозпродукт», постараемся оправдать оказанное доверие.
– Как Вы оцениваете уровень спроса на холодильное оборудование в Беларуси?
– Сегодня рынок холодильного оборудования пошел вверх, растет спрос. В ритейл пришли российские, европейские инвестиции, после небольшого упадка сети опять начали активно развиваться. Сами производители стали открывать свои магазины. Это интересная тенденция, так как может привести к изменению рынка ритейла. Если раньше у торговли была задолженность перед поставщиками-производителями продукции, то сейчас фирменная торговля снимет такие вопросы по ряду товарных позиций. Стремление нашей мясоперерабатывающей отрасли и молочной увеличить экспорт продукции так же дает работу для холодильной отрасли. Отдельная тема –– ноу-хау для маленьких магазинов в сельской местности, где ограничена инженерная инфраструктура, специалистами нашей группы компаний придумано высокоэффективное решение, которое пока не используется в Беларуси. Их в массовых масштабах даже нет в Европе. В ближайшее время мы начнем внедрять совместно с литовскими коллегами это эффективное оборудование.
– Почему Вы решили стать членом АПИМХ? Какие ожидания от этой организации?
– До прихода в компанию «ЗИП» я более 10 лет постигал азы холодильного бизнеса и набирался профессионального опыта, работая механиком, менеджером по продажам, коммерческим директором.
Со многими специалистами – директорами, инженерами, педагогами, которые входят в Ассоциацию, хорошо знаком. Поддерживаю их взгляды по многим вопросам. Вступление в ряды АПИМХ, по сути, формальность. Это необходимо для участия в планировании мероприятий в холодильном бизнесе, обсуждения проблем. Так как компания растет, я понимаю, что оставаться в стороне мы не можем. Ассоциация оперативно информирует о новшествах законодательства. По моему мнению, профессиональное объединение необходимо для того, чтобы наш белорусский рынок лучше воспринимался зарубежными партнерами.
В свою очередь, мы направляем своих инженеров для консультаций совместно с комиссией АПИМХ, когда возникают какие-либо вопросы, они выезжают на объекты, тем самым повышая свой опыт, получаем знания о надежности разных производителей. На нашей базе запланировано обучение по применению систем мониторинга итальянской компании Eliwell, а также ознакомление с инструментом VALUE. Это очень актуально, так как пока белорусские специалисты отстают в этом деле от ближайших стран, в частности России и стран Европы.
– Какие факты свидетельствуют об эффективности Вашего бизнеса? Каковы перспективы?
– Стоит отметить значимый рост объемов поставок оборудования и комплектующих. Пожалуй, у нас самый большой склад запасных частей и расходных материалов в республике. Работаем прибыльно. Важно, что за 5 лет моего руководства в белорусском филиале у нас никто не уволился, сотрудники держаться за свое рабочее место – отличный коллектив!
Анализируя рынок СНГ, выбираем, куда следует направить свой взор. В перспективе будут открыты филиалы в разных частях света. Пока же стараемся максимально усилить позиции в Москве, пойти в Украину, далее в Казахстан, Грузию и другие страны.